Полезные советы для жизни Как не испортить интервью своими вопросами?
Семь полезных советов для пишущих журналистов
Интервью с интересным собеседником может продолжаться несколько часов. Конечный результат часто приходится ужимать. Удивительно, но архиважное пространство страницы в этих стеснённых условиях журналисты умудряются растранжирить на всякий шлак. Плюс усилить второсортными стилистическими приёмчиками. И если ответы собеседника иногда требуется передавать слово в слово (из-за закона, этики, дегенерата в пресс-службе), то непонятно, что мешает не мусорить в своих собственных вопросах.
СОВЕТ № 1
В вопросе твоим главным пунктуационным символом должен быть (сюрприз-сюрприз) вопросительный знак. Пространные монологи журналиста, заканчивающиеся идиотскими многоточиями, выглядят так, словно автор ждал, пока собеседник сам не перебьёт его со скуки. Читателю в интервью не интересен твой богатый внутренний мир. Свои воззвания к народу прибереги для других жанров. Если совсем не терпится, пиши эти бредни в лиде, перед представлением звезды. Но когда начались вопросно-ответные блоки, будь любезен не гадить многоточиями. Исключение — если герой действительно яростно перебивает тебя на полуслове и не даёт сформулировать мысль.
СОВЕТ № 2
Допустимо заканчивать вопрос знаком «?!». Другие варианты («?!!», «!?», «???») напиши в последний раз на листке бумаги и съешь его, чтобы было противно.
СОВЕТ № 3
Грустно смотрятся о-о-очень длинные вопросы. В клинических случаях журналист скромно выделяет себе чуть не половину объёма текста. Вопрос начинается издалека, с кратким экскурсом в историю эволюции человека. Кажется, что эта тягомотина никогда не закончится. Будь лаконичен. В конце концов, если в реальности ты в самом деле тормозил и подбирал выражения, лебезя перед кумиром, то на кой чёрт переносить это словоблудие на бумагу (страницу сайта)? Редактируй.
СОВЕТ № 4
Имя (Имя-Отчество) собеседника употребляй один раз. В самом первом вопросе. То, что твой гость именно Лариса Ивановна, к этому моменту будет известно уже из двух-трёх, а то и четырёх источников: зага/подзага, лида, какого-нибудь досье в отдельной плашке и собственно первого вопроса. Всё. Начиная со второго блока, обращайся к этой сударыне на вы/ты/без местоимения. Семь лишних «Ларис Ивановных» — это более 100 знаков. В твиттере самые талантливые используют максимум 140, чтобы начать революцию.
СОВЕТ № 5
Кучу важного пространства забирают конструкции-паразиты. Нафига все эти «Позвольте задать такой вопрос», «Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос», «В предыдущем ответе вы заметили, что… но…», «Давайте ещё раз вернёмся к вопросу о…»? Твой собеседник дебил? Твой читатель забыл, что с нового абзаца после чёрточки начинается именно вопрос? Выжигай калёным железом. Больше конкретики. Сразу начинай с проблемы.
СОВЕТ № 6
Золотое правило любого диалога (в жизни вообще, а не только в журналистике) — задавать один вопрос в одном блоке. Иначе получишь следующее:
— Вы поедете на юг с женой или опять с любовницей? Кстати, куда собираетесь?
— В Египет.
Напомним, что мы ведём речь про печатную/интернет версию, а не про прямой эфир в телевизоре. Твой гость мог добросовестно полчаса отвечать на все 6 пунктов, упиханных в один длиннющий вопрос. Но ты в итоге разобьёшь эту махину на отдельные вопросно-ответные блоки, чтобы читатель не швырнул газету в кошачий туалет.
СОВЕТ № 7
Следи за тем, чтобы твои вопросы не строились по одному шаблону. Несколько раз подряд употреблённое «А как же…», «Давайте поговорим», «Что вы думаете» сильно бросаются в глаза и в который раз говорят о бедности твоего лексикона.